Федеральный ресурсный (информационно-методический) центр по формированию доступной среды для инвалидов и других маломобильных групп населения ФГБУ ФНОЦ МСЭ и Р им. Г.А. Альбрехта Минтруда России представляет результаты исследования профессиональных образовательных программ по тематике доступная среда
Цель исследования: разработка предложений по совершенствованию государственной системы подготовки и повышения квалификации руководителей и специалистов в области обеспечения доступной среды для инвалидов и других маломобильных групп населения.
Методы исследования: анкетирование с использованием в автоматизированной формы, описательная статистика с использованием excel.
Сроки проведения исследования: октябрь 2021 г. – декабрь 2022 г.
Основные результаты исследования:
Из 1 654 образовательных организаций высшего среднего и профессионального образования из 85 субъектов Российской Федерации, принявших участие в опросе, только 331 образовательная организация (20%) реализует образовательные программы, тематика которых полностью или частично посвящена вопросам доступной среды.
Исследование показало фрагментарность подготовки специалистов в области доступной среды по основным образовательным программам высшего и среднего профессионального образования по большинству направлений (областей) подготовки кадров, вовлечённых в формирование доступной среды для инвалидов и других маломобильных групп населения. Тематика, касающаяся различных вопросов доступной среды, чаще изучается в общем контексте преподаваемых дисциплин или включена в обучение в форме проекта, выпускной квалификационной работы. Самостоятельные разделы (дисциплины, модули, темы) чаще представлены в образовательных программах по направлениям техника и технологии наземного транспорта, кораблестроения и водного транспорта. Более половины образовательных организаций реализуют дополнительные образовательные программы повышения квалификации, включающие тематику по доступной среде.
Выявлена высокая потребность в методической и консультативной поддержке и обучении по различным направлениям, связанным с доступной средой.
Сделан вывод о необходимости применения комплексного подхода для развития системы подготовки кадров в области доступной среды, предполагающего одновременные изменения и актуализацию профессиональных стандартов, ФГОС высшего и среднего профессионального образования и профессиональных образовательных программ высшего и среднего профессионального образования, а также совершенствование системы дополнительного профессионального образования, методической помощи и консультативной поддержки научно-педагогических работников.
Подготовлены предложения по дальнейшему совершенствованию государственной системы подготовки и повышения квалификации руководителей и специалистов в области обеспечения доступной среды для инвалидов и других маломобильных групп населения.
Подготовлен реестр образовательных программ дополнительного профессионального образования в области подготовки специалистов
по различным аспектам доступной среды.